Интервью
фотогалерея
погода
Жизнь прожить – не поле перейти
Люди преклонного возраста, жизнь которых не выделялась среди прочих, простые, скромные, доброжелательные, мудрые, они заслуживают особого к себе отношения. Хочется, чтобы об их жизненном пути узнали многие. Об одной такой женщине мне хотелось бы сегодня рассказать.
Рисовала щепкой от полена
Истомина Роза Ивановна - уроженка деревни Тюмень Мелюхинского сельсовета. Ей выпало родиться не в самое лучшее время – 6 июня 1941 года, перед самой войной. Так сложилось, воспитанием маленькой Розы занималась бабушка Анна Семеновна Ошмарина. Именно она смогла разглядеть в первых рисунках маленькой внучки способности к рисованию. Рисовать Роза начала в 4 года.
- Бабушка уходила на работу, а я оставалась дома одна, - вспоминает Роза Ивановна. –Однажды, когда бабушка вернулась с работы, она обнаружила на беленой стене мое «творчество». Что удивительно, она не стала меня ругать. А рисовала я тогда щепкой от полена, выводила на стене какие-то рисунки. Вскоре у меня появились альбом и карандаш. Это бабушка попросила отца купить мне их, сказав, что у девочки есть тяга к рисованию, пусть рисует.
И она стала рисовать. На первых ее рисунках были изображены домашние животные: коровы и лошади. И можно сказать, рисовала она их с натуры, когда те, возвращаясь вечером с пастбища, всегда останавливались на лужайке перед ее домом.
В школе тоже заметили ее способности. Она входила в состав редколлегии, а рисунки нередко выставлялись на выставках в школе и в местном клубе.
В трудах и хлопотах
К сожалению, любимое увлечение пришлось позабыть, так как, окончив школу, пошла работать в колхоз, сначала рядовой колхозницей, а потом дояркой и телятницей. Работала, как говорится, до седьмого пота.
- Это сейчас весь труд механизирован, что на уборочных работах, что на сенокосе, не говоря уже про дойку коров, тогда же все приходилось делать вручную, - сравнивая, говорит моя собеседница. – Особенно тяжело доставалась дойка. У меня в группе было 30 коров, и каждая требовала внимания. Когда работала телятницей, моих питомцев было в два раза больше – 30 коров и 30 телят на откорме. Воду для питья буренкам таскали коромыслами.
Коровушки - что дети малые. Слово доброе любят. К ним привыкаешь так же, как к людям, да и они к тебе тоже. Это сначала как будто все они одинаковые, а потом замечаешь, кто-то поласковее да покладистей, а кто-то любит свой характер показывать. Но всегда замечала, когда бывала в отпуске, прохожу мимо, они услышат мой голос, тут же поворачивают головы и мычат, как будто признав, здороваются.
Доводилось этой хрупкой женщине трудиться и в лесу на заготовке дров. Как правило, дрова заготавливали зимой, когда снега в лесу по пояс.
- Сначала еле-еле по глубокому снегу на лошади доберешься до места, а потом долго расчищаешь снег, чтобы сваленное дерево распилить, рухнув, оно оказывалось в снегу, - вспоминает труженица. - Зимний день короткий, поэтому обратно возвращались затемно.
Но трудились на совесть. И как призналась моя собеседница, за все трудовые годы ни разу не опоздала на работу. Говорит, всегда всплывали в памяти слова главного врача Юсьвинской больницы (где тоже ей довелось потрудиться санитаркой) Жижилева, который считал, что уважающий себя человек должен приходить на работу на пять минут раньше.
С песней по жизни
В череде каждодневных хлопот труженицы и труженики все же находили время для песни. Роза Ивановна Истомина стала посещать самодеятельность. Репетиции проходили прямо на ферме. Под гармошку пели доярки, телятницы, пастухи. Получалось неплохо, с некоторыми номерами агитбригада выезжала даже в район.
- Помню, пригласили нас выступить в Юсьве во время выборов, - рассказывает Роза Ивановна. – Народу было столько, что зрители стояли прямо перед нами. Мы сильно волновались, но выступление прошло успешно. Для концертов нам давали костюмы из клуба. Это были яркие бордовые сарафаны, а к сарафану у меня были свои красные туфельки.
Руководителем нашей самодеятельности был Трубинов Леонид Федорович, не имеющий никакого специального образования, но он как-то умудрялся ставить нас по голосам, чему-то учил.
Отец и дети
- Мой отец Иван Гордеевич был человеком мастеровым, - продолжает свой рассказ Роза Ивановна. - В свое время, выучившись на столяра, он с легкостью делал разную мебель, даже под заказ. Своими руками смастерил скрипку, на которой можно было по-настоящему играть. Струны на ней были из высушенных овечьих кишок. Жаль, что такой чудо-инструмент не сохранился.
Для своей дочки Иван Гордеевич вырезал трафареты из ватмана. При помощи которых она масляными красками расписывала ткани. В дальнейшем эти ткани превращались в красивейшие скатерти, покрывала, простыни, полотенца, где центральное место занимали цветы.
У Розы Ивановны два сына. Старший сын Василий токарь по профессии, увлекается техникой, занимается ремонтом машин. Младший Иван долгое время проживал на Чукотке, облюбовав эти места еще во время службы в армии. Сейчас проживает в Юсьве, профессионально занимается фотографией. Оба сына женаты, воспитывают детей.
- Я горжусь своими детьми, - говорит Роза Ивановна.
К сожалению, не каждая мама может так сказать про своих детей. И, наверное, немалая в этом заслуга ее, матери, что сумела воспитать их такими.
- Детей воспитывала в труде и всегда учила быть честными и правдивыми, – делится секретами воспитания счастливая мама.
Кроме рисования Роза Ивановна любит вышивать, шить, вязать. Вышитые изделия дарит своим друзьям и знакомым. Заняться любимым делом – рисованием, она вновь смогла, выйдя на пенсию. Тогда вновь на бумаге стали появляться ее любимые животные, птицы, то, что близко ей с раннего детства.
Не зря говорят, что человек - кузнец своего счастья. Как построишь свою жизнь, так она и пройдет.
- Не кривя душой, скажу, что всегда старалась жить так, чтобы было хорошо и комфортно всем, кто находится рядом со мной: будь то на работе или в семье, - признается Роза Ивановна. - Хочу, чтобы этого принципа придерживались и сыновья.
Гляжу на нее, а сама думаю: вот он - образ женщины, хрупкой, но сильной по духу. И пусть дорога жизни моей сегодняшней героини не была прямой и спокойной, приходилось спотыкаться и падать, но самое главное – подниматься и шагать дальше, несмотря ни на что.
Валентина КАЛИНИНА.
Оставить комментарий