погода

архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       
Главная Общество Жертвы большого террора
13.06.2013
Просмотров: 2054, комментариев: 0

Жертвы большого террора

Жертвы большого террора

В двенадцати километрах от Екатеринбурга находится Мемориал – братская могила жертв политических репрессий. Во время Большого террора (1937–1938 гг.) здесь были закопаны в землю тела расстрелянных уральцев. В мае месяце семеро жителей Юсьвы в составе делегации общества «Мемориал» (Надымова Милинтина Владимировна с сыном Владимиром,  Ботев Александр Степанович с дочерью Еленой, Цыбина Мария Васильевна, Тарасова Анастасия Павловна, Черных Елена Прокопьевна) побывали в этом месте. И многие из них, среди 18 тысяч репрессированных жителей Свердловской и Пермской областей, нашли на плитах, установленных на мемориале, фамилии своих родных. Поездка была организована районным советом ветеранов, а осуществилась благодаря спонсорской поддержке.

Едва сдерживая слезы, о поездке и о своем дедушке рассказала Милинтина Владимировна Надымова: «Давно мечтала найти могилу моего деда Исакова Степана. Ведь когда его забирали, бабушка Прасковья Ивановна Исакова рассказывала, что даже не подозревала, что больше никогда не увидит своего мужа. Думала, что это какая- то ошибка и его обязательно отпустят. Даже не пошла провожать. Его забрали 3 сентября 1937 года, а 31 сентября он был уже расстрелян.

Дед всегда верой и правдой служил партии, был грамотным, очень любил своих детей. Работал завучем в Кудымкарском сельхозтехникуме, участвовал в создании колхозов. По словам бабушки, он построил в д. Асаново дом, но ни дня не прожил там, так как был направлен на работу в Кудымкар. Там он проработал 10 лет, с 1927 года.

Мы ничего не знали о его дальнейшей судьбе, пока не получили документы о реабилитации. К сожалению, бабушке об этом уже не суждено было узнать.

Приехав в местечко вблизи Екатеринбурга, нам дали час времени, чтобы найти могилки своих близких.  Кому-то посчастливилось их найти. Например, Черных Е.П. нашла деда, Ботев А.С. – отца. Мы с сыном тоже осуществили свою давнюю мечту – нашли могилу деда.

К сожалению, встречается и такое, что на плитах неверно указаны инициалы, даты рождения. Как нам пояснили, путаница происходила при допросах, а также при нанесении имен на плиты, т.к. процедура отливки на Нижне -Тагильском заводе проводилась не единожды. Из-за финансовых трудностей работы откладывались, а затем вновь возобновлялись.

Чтобы легче было ориентироваться при поиске, необходим путеводитель.  Он размещен при входе, но мы не обратили на это внимания».

Факты о 12-ом километре

До октября 1938 года Пермский округ входил в состав Свердловской области. Поэтому большую часть людей, приговорённых в 1937 – 1938 годах судебными и внесудебными органами к «высшей мере наказания» – расстрелу, отправляли по этапу в г. Свердловск (ныне г. Екатеринбург) для приведения приговора в исполнение. Сами расстрелы проводились в подвалах Свердловского НКВД, а для тайных захоронений местные чекисты использовали специальный полигон на окраине города, в сосновом бору.

Никто даже не догадывался, что на небольшой поляне близ Московского тракта покоятся тысячи тел, безвинно загубленных в 1930-е годы людей.

В 1967 году при строительстве спортивной базы «Динамо» рабочие наткнулись в нескольких местах на массовые захоронения людей. Все было приостановлено, а людям, ставшим невольными свидетелями, запрещено было разглашать тайну. 

В начале 1990-х годов место массовых захоронений было случайно вновь обнаружено во время строительства Московского шоссе. Времена были уже не те, поползли слухи. Так, в 1993 году была произведена частичная эксгумация одного из захоронений. Обнаружены тела с отверстиями в головах. Выстрелы производились в упор. Был найден блокнот, где велись записи о пытках и расстрелах. Расстрелы происходили в других местах, сюда только уже свозили убитых, поэтому никто ничего не слышал. Иногда лишь раздавались одиночные выстрелы - это  добивали неубитых. Только с одного квадратного метра были извлечены останки 31 человека.

Ни в чем не повинных людей арестовывали, пытали, предъявляли совершенно абсурдные обвинения. В подвалах НКВД только за неполные два года (1937-38 гг.) расстреляли около 20 тысяч человек. Порой за одну ночь расстреливали от 300 до 500 человек. За 5-7 минут зачитывался приговор суда, после этого человека провожали в подвал и расстреливали. А чтобы в городе не слышали выстрелов, вхолостую работали моторы машин – полуторок. На которых впоследствии перевозили тела.
В 1996 году на этом месте был торжественно открыт Мемориал жертв политических репрессий. На мемориальных плитах размещены фамилии, даты рождения и смерти более 18 тысяч репрессированных, жителей Свердловской и Пермской областей. Очень многие здесь лежат, так и не получив реабилитации. Часть дел по реабилитации продолжается.

К сожалению, встречается и такое, что на плитах неверно указаны инициалы, даты рождения. Путаница происходила при допросах, а также при нанесении имен на плиты, т.к. процедура отливки на Нижне -Тагильском заводе проводилась не единожды. Мешали финансовые проблемы.

Ежегодно 30 октября - в День Памяти жертв политических репрессий и в середине мая - на Мемориале проходят панихиды и митинги. Сотни сломанных судеб ни в чем не повинных людей не должны быть забыты. Мы должны помнить о тех страшных событиях, понимать весь ужас дней Большого террора и никогда не допустить, чтобы такое повторилось.

Благодаря сайту Пермского краевого отделения Международного общества «Мемориал»: e-mail: pmem@yandex.ru мне удалось найти данные моего деда Казанцева Петра Тимофеевича. Мой отец Казанцев Николай Петрович особенно в последние годы своей жизни много рассказывал о своем отце, хотя эти воспоминания давались ему нелегко. Это были воспоминания из детства, когда арестовали отца, ему было всего 7 лет. Горько и обидно было, что ему пришлось расти без отца, испытать тяготы и лишения. Кто знает, как бы могла сложиться его судьба, если бы был жив отец.

Если смотреть по датам, то деда арестовали в конце января 1937 года, а спустя шесть месяцев – 9 августа - он был расстрелян.

Но имени деда в списке «12-го километра», который опубликован на этом же сайте и где перечислены имена похороненных под Екатеринбургом жертв «Большого террора», я не нашла. С фамилией Казанцев в этом списке значатся:

Казанцев    Семен Михайлович    1905 г.р.    26.09.1937
Казанцев    Павел Трофимович    1886 г.р.    05.10.1937
Казанцев    Иван Яковлевич    1917 г.р.    22.03.1938
Казанцев    Петр Яковлевич    1907 г.р.    22.03.1938
Казанцев    Иван Александрович    1879 г.р.    04.08.1937

Причем двое точно являются земляками - Казанцев Семен Михайлович, уроженец д. Харино Юсьвинского района, Казанцев Петр Яковлевич родился в д. Жигиново. Но имени моего деда нет.

Мне удалось найти о нем лишь такую информацию:

Казанцев Петр Тимофеевич
Год рождения:    1903
Место рождения:    д. Нельсиново, Юсьвинский р-н, Пермская обл.
Национальность:    коми-пермяк
Дата ареста:    29.01.1937
Место ареста:    д. Спирино, Юсьвинский р-н, Пермская обл.
Дата осуждения:    09.08.1937
Обвинение:    КРПО
Приговор:    ВМН
Реабилитирован(а):    Президиум Пермского областного суда, 24.12.1957

Если кто-то захочет найти информацию о своих родственниках, вот адрес сайта: pmem@yandex.ru  (Общество «Мемориал»). Кроме этого, можно обратиться в Пермский государственный архив новейшей истории по адресу: 614068 г.Пермь, ул. Екатерининская, 162.

Валентина КАЛИНИНА.








 

Комментарии

реклама