погода

архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       
Главная Общество За "Детский труд в годы Великой Отечественной войны"
06.05.2013
Просмотров: 3279, комментариев: 0

За "Детский труд в годы Великой Отечественной войны"

За "Детский труд в годы Великой Отечественной войны"

Прасковья Александровна Вавилина милая, улыбчивая, бойкая женщина, особенно привлекают её живые умные лучистые глаза. Несмотря на свой почтенный возраст, ей все интересно, она постоянно учится и познает, удивляется, восхищается миром, людьми, природой.

С  Прасковьей Александровной  я познакомилась при несколько необычных и очень занимательных обстоятельствах. У неё была заветная и вполне осуществимая, как оказалось, мечта – принять участие в популярной телепередаче «Поле Чудес». Для того, чтобы получить приглашение от Леонида Якубовича, следовало придумать и отправить на передачу кроссворд. Стали мы думать и гадать, чем же таким необычным удивить столицу? И придумали: небольшой изящный туесок, на стенках которого расположился кроссворд вместе с коми-пермяцкими загадками. Необычно выполненный кроссворд знаменитого ведущего впечатлил, а  вскоре в с. Доег на имя Прасковьи Александровны пришло приглашение на «Поле чудес».

…Позднее, уже  во время программы Леонид Яковлевич поинтересовался, что за награда украшает Прасковью Александровну? Она гордо ответила, что это медаль за «Детский труд в годы Великой Отечественной войны». 
Людмила Борисова.

Воспоминания Прасковьи Александровны Вавилиной, д. Пиканово.

Однажды, перебирая свои старые книги и тетради, я нашла свой старый детский дневник и, листая его страницы, вспоминала свое военное детство.

Моя семья. В нашей дружной работящей довоенной семье было 5 человек. Старшим был дедушка – Бычков Семен Ильич, ему в 41-м было 75 лет. Был он заядлым охотником и рыбаком. Когда бы ни ходил в лес, без добычи домой не возвращался, за спиной охотника всегда висели охотничьи трофеи – то заяц, то глухарь, то тетерев, то рябчик. В то время в лесу много зверья водилось. Рыбу ловили круглый год. Летом бреднем ловили мелких рыбешек – ар, зимой попадали большие усатые налимы. Хороший был наш дедушка, да только после того, как отца призвали на фронт, дед долго не прожил, умер то ли от болезни, то ли от тоски да переживаний по сыну…

Мой папа Бычков Александр Семенович был самым младшим сыном. До войны работал в колхозе. Был он, как и дед, знатным рыболовом. Однажды принес на плече щуку около аршина длиной.

Моя мама Бычкова Валентина Захаровна была из одной с отцом деревни Пиканово. Невысокого роста, голубоглазая, бойкая, плясунья и певунья, красавица деревенская!  Папа тоже был первым парнем на деревне, прекрасно играл на гармошке-тальянке.  В семье папы всегда держали пчел, мама всегда им помогала. Сладкий душистый мед на столе не переводился. Мама работала в колхозе: и пахала, и боронила. Пахала она как заправский мужик - на двух лошадях двухлемешным плугом. В колхозе всегда выращивали хороший урожай льна, с раннего детства дружная ребятня помогала своим матерям его дергать.

В 1941-м году я пошла в школу, в 1944-м закончила 4-ый класс Пикановской начальной школы на «хорошо» и «отлично».

Лето 41-го. Радио в деревне не было, но 22 июня все знали, что началась война, что на страну напала Германия.  Деревенские мужики один за другим стали уходить на фронт.  Дядю Матвея взяли одним из первых, остались у него жена тетя Ульяна и 9 детей мал-мала-меньше. С 12-ти лет ребята уже работали в колхозе, а с домашним хозяйством управлялись детишки помладше. Первые похоронки не заставили себя долго ждать, сколько горя и слез было пролито над ними!

Из колхоза до станции Менделеево обозами стали увозить хлеб, сама деревня жила впроголодь: взрослым выдавали по 400 г, а детям да старикам по 200 г то печеным хлебом, то просто мукой. Мама, получив муку, терла туда картошку, тогда хлеба получалось побольше. Каждое хозяйство должно было сдавать государству налог: молоко, яйца, мясо, шерсть.  Никто не возмущался, все жили одним стремлением, чтобы наша Красная армия скорее разгромила врага. 

Ода пистику! От голода спасала матушка-природа, да Бог. Все ждали  весну, дожили до нее, значит, уже не пропадем. Пистики – этот коми-пермяцкий деликатес спас не одну человеческую жизнь в годы войны! На полях было полным-полно крупных, сочных, розовых пистиков! Мы, как поросята, ползали по полям, собирая их,  кушали их прямо немытыми на полях. А дома мама сделает кашу, настряпает пироги, если мука сойдется. Сушили пистики, затем толкли их в ступе, получалась зеленая мука, из которой делали лепешки. Даже перезрелые пистики носили домой мешками, чтобы запасать муку впрок, а лютой зимой горячие лепешки с молоком, да на теплой печке, казалось вкуснее и нет ничего…

1943  год. Я учусь в 3-м классе. К нам приехала молоденькая учительница Екатерина Савельевна, мы её сразу полюбили. Она рассказывала нам о том, как враг топчет нашу землю, как храбро сражаются наши солдаты. Однажды, она прочитала нам заметку в газете о подвиге Зои Космодемьянской, мы плакали всем классом и учительница вместе с нами…

Школьная жизнь была хоть и голодной и холодной, но интересной. Дети даже зимой после занятий работали: сами запрягали лошадку, ставили на сани короб, ездили по деревням, собирали золу и птичий помет для удобрений на поля. Весной сдавали экзамены по арифметике и русскому языку. Из Доега направили строгую  проверяющую учительницу Антониду Ивановну.  Бедная наша учительница Екатерина Савельевна очень волновалась за нас, а мы все экзамены успешно выдержали, потому что учились прилежно и старательно, нам всегда говорили, что это наш главный труд.

1944 год: В 5-ый класс мы с подружкой Зоей Бычковой пошли учиться уже в Антипинскую школу. Школа была  расположена в большом раскулаченном доме. Жили на квартире у доброй хозяйки, которая всячески нас подкармливала. Да и мы старались помогать ей – пилили дрова, мыли полы, натирая их песком до блеска, копали картошку. По субботам шли домой за 12 км, зимой всегда на лыжах. По вечерам, когда уроки выучены, брались за кудель. Вся наша одежда была изо льна, на ногах лапоточки, которые умели плести из лыка и стар, и млад. Помню, что зимними вечерами вязали варежки с двумя пальцами, большим и указательным, для отправки на фронт.

 «Война кончилась!» 9 мая мы, как обычно, пришли в школу. Из райкома партии приезжает радостная Анна Ивановна, сразу собрали у школы митинг, инструктор райкома объявила, что война закончилась, враг побежден, мы все закричали: «Ура-а-а-а!!!». После митинга нас отпустили домой, чтобы всем, кто встретится, мы передавали эту новость,  ждали которую 4 страшных года. Мы бежали, смеялись, радовались, кричали во весь рот «Война кончилась! Война кончилась!».

Летом 45-го с фронта домой стали возвращаться солдаты. Кто без руки, кто на костылях, кто контуженный, кто искореженный осколками в израненном теле. Пусть хоть какие, главное, что живые, с боевыми медалями и орденами на груди.

Моего папу призвали на фронт в первый год войны, он воевал на Калининском фронте. Зимой 41-го он заболел воспалением легких, долго лежал в госпитале, а в феврале 1942 года его комиссовали домой. В колхозе его назначили заведующим Пикановской фермой, там он трудился в годы войны и в послевоенное время.

Мы, военная детвора деревни Пиканово, конечно, не герои, но вместе со всеми помогали колхозу сажать картошку, полоть бескрайние поля, ворошили и гребли сено, возили на лошадях копны, боронили, собирали колоски. Осенью вместе с учительницей ходили в лес собирать шиповник и рябину, затем эти целебные ягоды мы сушили и отправляли в госпитали. Сразу после войны колхозники заготовляли лес для восстановления разрушенных врагом сел и городов.  Этот лес мы вывозили на берег реки Доег. Помню, как помогала маме катать бревна в реку для сплава. Дети, как могли, приближали нашу Великую Победу, есть в этой большой Победе маленькая частица нашего детского труда.







 

Комментарии

реклама