Интервью
фотогалерея
погода
Воспоминания о суровом военном детстве помогают нам и сейчас…
Корякина Нина Михайловна, 1936г.р., пос.Пожва.
«Наша довоенная семья: папа, мама, бабушка Анна (папина мать), старшая сестра Валя и я. Когда началась война, мне было 4 года, сестре – 6. Папу, Михаила Дмитриевича Лоскутова, призвали на фронт в первые дни войны.
Мы провожали его на пристани в Усть-Пожве, было очень много народа. Мы с сестрой не понимали, почему у папы бегут слезы из глаз, когда он целовал нас. Видимо, он чувствовал, что видится с нами в последний раз…Вскоре мы получили на него похоронку, плакали, надеялись на чудо (вдруг, это ошибка, и он вернется, но чуда не произошло). Бедная бабушка Анна за год получила 3 похоронки на сыновей, сердце материнское не справилось с огромным горем, и она умерла в 1944г.
О школе военной поры
В 1944г. я пошла в 1-ый класс Пожвинской школы. В руках (чуть не до земли) я тащила портфель, предмет моей гордости! В нем лежали разноцветные листки бумаги: желтые, розовые, белые. Этот портфель мне подарила тетя Груша Полетаева, сестра погибшего отца, он достался мне по наследству от её детей. У большинства ребятишек портфелей не было, а были холщевые сумки, у моей подружки Таси была сумка, сшитая из тканого половичка.
В школе нам выдавали тетрадки и учебники, иногда чистых тетрадей не было, и мы писали на старых книгах. Кормили нас невкусной похлебкой, в которой плавали редкие кусочки картошки и свеклы, но «за компанию» все дружно «уплетали» её из глиняных чашек.
Школьной формы, конечно, не было. Мы с сестрой ходили в ситцевых платьицах, кофточках и юбках, которые шила нам тетя Груша. Зимней обувью были валенки-самокатки. Придя домой, школьная «выходная» форма сразу менялась на лапотки или старые валенки, вещи берегли, слишком дорого они для нас доставались.
В школе училась с удовольствием, нравилось чистописание, т.к. тетради под него выдавались особые из гладкой белой бумаги. Нравилось чтение, физкультура, пение. Замечательная учительница Е.Н. Волкова разучивала с нами песни военной тематики, которые мы запомнили на всю жизнь: «Вдоль по линии на запад черный ворон пролетал» и др.
«Долюшка русская, долюшка женская, вряд ли труднее сыскать…»
В детстве нас воспитывала бабушка Анна, была она очень строгой, большой чистюлей, очень работящей. Мать, Лоскутова Клавдия Николаевна, с утра до ночи трудилась в колхозе. Бабушка Анна тащила на себе весь дом и хозяйство, дома и в огороде у неё был идеальный порядок. Во время войны привезли в Пожву эвакуированных из Ленинграда, расселяли их по домам, где было чисто и немного детей. У нас жили поочередно три семьи. Одна из них, тетя Соня с дочкой Нелей, которая была немного старше нас. Однажды к нам пришла из д.Мочище бабушка Меланья (мамина мать), она была уже старенькой и помогала маме зимой прясть, вязать варежки, носки, чулки. Неля, которой мы «в рот смотрели», научила меня такому дурацкому стишку:
Бабушка Меланья,
Голова баранья,
Ручки овечьи,
Ножки человечьи.
Я очень довольная с выражением прочла это бабушке Меланье, подумав, что ей будет приятно, но бабушка обиделась, а мама дала мне подзатыльник.
Прошло много лет после войны, и семья Нели разыскала нас, мы ездили к ним в гости в Ленинград, затем долго переписывались.
После смерти бабушки Анны домашний труд лег на наши детские плечи: носили воду из колодца, готовили сено, дрова заготовляли тоже сами. Мама водила нас на работу в колхоз, чтобы заработать побольше зерна. Научились вязать снопы, работать серпом… Соберут нас, ребятню, 2-3 старушки, и шествуем мы под их началом на поля, на борьбу с сорняками. Никогда не голодали, потому что мама наша была великой труженицей, всегда держала корову, садила все овощи, много картошки. Умудрялась как-то одевать и обувать нас, хотя была неграмотной простой колхозницей.
Детские забавы
Детство есть детство, были у нас свои игры, забавы, любимые занятия. Жили дружно, нас не обижали ни взрослые, ни сверстники, а может, даже жалели, как безотцовщину. Зимой все делали ледянки, самодельные лыжи, сами сооружали ледяные горки. Осенью пасли коров, на костре пекли картошку, которую садили в избытке, вели детские разговоры, пели песни.
В 1954г. я окончила 10 классов. В школе серьезно занималась бегом, не раз ездила на соревнования в районный центр г. Чермоз и в Пермь. После Молотовского дошкольного педагогического училища вернулась в родную Пожву, где работала в детском саду, на заводе и в ЖКХ.
Думаю, что и сейчас, когда наше поколение детей войны, встречается в жизни с трудностями и невзгодами, то всегда вспоминает военные годы, как выжили, выстояли, справлялись с невыносимыми трудностями, и это помогает нам».
Подготовила Людмила Борисова
Фото: Пожвинская школа, 10 класс, выпуск 1954 года. Нина Корякина (Лоскутова) в первом ряду 3-я справа.
Спасибо за память.Сердце сжимаетя,ком в горле,слезы наворачиваются...
Хочется поблагодарить автора за её воспоминания о военном детстве. Как всем трудно тогда жилось, но люди не теряли веры в жизнь, оставались "человеками". Почаще надо нашим детям читать такие рассказы, чтобы мозги проветривать от современной чепухи. Уж очень часто наша молодёжь не может справиться с трудными ситуациями, которые попадаются на их жизненном пути.
Оставить комментарий