Интервью
фотогалерея
погода
Как Дуняшка Казанцева у белых служила

Николай Семенович Боталов из д.Федорово передал мне стопку листов из школьной тетради с воспоминаниями своей матери Евдокии Казанцевой о событиях Гражданской войны в родной деревне. Я, постаравшись придать им литературную обработку, предлагаю читателям познакомиться с тем суровым временем на примере судьбы простой крестьянской девчонки.
«Полыхала Гражданская война от темна до темна...»
Дуня Казанцева родилась в д.Федорово в 1903году. Трое её братьев участвовали в Гражданской войне на стороне Красной армии. Старший брат Иван Лаврентьевич Казанцев был коммунистом с большим стажем, настоящий большевик. Как же могло случиться, что их сестренка Дуня у белых служила?
Местный Федоровский староста дал приказ направить на обслуживание Белой армии 3-х деревенских девчонок, выбрав для этого тех, чьи отцы или братья служили против белых. У Дуни была хорошая быстроногая лошадка Лыска, вот, и поставили девочку возить белогвардейских разведчиков. Как-то раз у деревни Федорово попали они в засаду, прямо из леса навстречу им вышли на лыжах красные. В кромешной темноте началась перестрелка. Стреляли больше в воздух, скорее всего, это была внезапная встреча белой и красной разведок. Пятнадцатилетняя Дуня ехала всегда первой, в «голове» отряда разведчиков. Позднее она поняла почему - не доезжая до деревни, она должна была сбегать туда, чтобы разузнать обстановку. Вскоре командование белых известили о сильной выносливой лошадке и передали Лыску вместе с Дуней пулеметному расчету. Видимо, к тому времени белые уже использовали методику Махновских тачанок: на телегу устанавливали пулемет, на котором работал пулеметчик, а ездовой действовал в бою по ситуации. Начались у Дуняшки бессонные дни и ночи.
«И без страха отряд поскакал на врага, завязалась кровавая битва...»
Со стороны русской рабоче-пролетарской Пожвы с боями двигался в сторону Федорово отряд Афанасия Назукина. У деревни Стариково завязался бой. У белых было 2 пулемета. Первый поставили прямо на дороге, а второй, что стоял на Дуняшкиных санях, установили на горе, где было гумно, прорубив в срубе небольшое оконце для дула пулемета. Из леса с криками «Ура!» вылетел отряд красных, попав под перекрестный огонь врага. Дуняшке был дан приказ никуда не отлучаться, лошадь могла понадобиться в любое время. От взрывов, стрельбы и крика лошади вставали на дыбы, отрывались от привязи, хрипели, выворачивая глаза. Дуня плакала навзрыд, просила поставить на её место мужчину. Наконец, её отправили с запиской в штаб. Моля о спасении Царицу Небесную, под пулями, обезумевшая от страха Дуняшка поскакала в штаб.
«Белые придут-грабят, красные придут-грабят. Куда бедному крестьянину податься?»
...Девчонка очень удивилась, что штабные ведут себя спокойно, даже анекдоты рассказывают. Балагур из Юсьвы солдат Ананий всегда был в центре внимания, придумывая разные байки: «Было у меня 8 патронов, я стрелял-стрелял, осталось еще 12...» Все смеются, будто забыли, что передовая рядом, где гибнут в бою люди. Впрочем, смех быстро сменился паникой, разведка доложила, что с севера, со стороны Иньвы показался отряд красных лыжников, который должен перерезать белым отход. Дуняшке приказали вывести лошадь за деревню и ждать там. Бедная девочка думала уже только об одном, как спастись, куда спрятаться? Привязав вернуюЛыску в укромном месте, забежала в дом Савелия, бывший белый штаб, где увидела трясущегося от страха мальчишку - хозяйского сына, с которым они быстро спрятались в подполье. У белых уже не было времени искать «дезертирку».
Долго ли, коротко ли, но постучали в дверь уже красные, спросили, есть ли в доме белые? Мальчишка ответил, что нет. На душе у Дуняшки было не спокойно, как там Лыска? Дуня вышла на улицу и сразу увидела страшную картину - штыками красные колют белого солдатика прямо посреди двора. Увидев девочку, красноармеец кинулся в её сторону отгоняя её прочь. Дуняшка метнулась к крыльцу дома, тут у неё отказали ноги, на четвереньках добралась она до порога. Какое-то время пролежала в беспамятстве, затем вновь побрела искать Лыску, лошадки на месте уже не было. Убитая горем, брела Дуня по улице, к ней подошел красноармеец, спросил кто она и откуда? «Уж не та ли ты девчонка, по которой мать третий день воет?»- спросил он. Солдат в их доме на квартире стоял. Когда шли по улице, Дуня увидела на снегу труп убитого Анания из Юсьвы, а из его разрубленной шашкой головы собака вылизывает мозги. Дуня была как в тумане, все казалось ей страшным сном, который никак не закончится.
«Ты конек вороной, передай, дорогой, что я честно погиб за рабочих»
В это время домой прискакал боевой старший брат - большевик Иван Лаврентьевич Казанцев, или по-простому Казан-Ванька. Узнав, что случилось, он стал разыскивать Лыску. Оказывается, на ней раненых красноармейцев в Кудымкар увезли. Вскоре родную лошадку вернули. Красные поставили «под ружье» уже 1900 год рождения. В Федорово было домов 20, а парней этого года 6 человек было. Младшего брата Дуни Петра сразу зачислили в красную конную разведку, вместе с Лыской. Затем с боями гнали они Колчаковские войска до Сибири. Сгинул наш юный разведчик в свои 18 лет, а вместе с ним вычеркнула суровая история из нашей семьи верную резвую лошадку Лыску.
Эпилог...
Вернувшись домой, после 3-х бессонных ночей, натерпевшись страха и ужаса, Дуняшка проспала более суток. Мать часто заходила к ней, слушала, дышит дочурка или нет. А в деревне бурлила жизнь, в каждой избе стояли красные, которые интересовались и расспрашивали местных жителей о численности белых, сколько у них пулеметов, оружия. Тут кто-то вспомнил, что есть в деревне толковая, остроглазая перебежчица от белых. Так, рассказала Дуня все, что видела и запомнила. Девчонку похвалили, сказав, что она и старым воякам нос утерла.
Огненным красным колесом прошла Гражданская война по нашим селам и деревням. Много еще пришлось перенести лишений Дуне Казанцевой: умерла от тифа мать, оставив на её руках двух маленьких братьев и сестренку. Погибли на фронтах Гражданской старшие братья. Евдокия, выйдя замуж и родив детей, заболела, обезножила, и сама попросила своего мужа, первого председателя колхоза в Федорово, чтоб тот женился на доброй женщине, которая поднимет и вырастит их детей. Долгое время Евдокия будет жить в этой семье, советом и ласковым словом помогая молодой хозяйке. Так, у Николая Семеновича Боталова, передавшего мне эти воспоминания, появилась вторая мама, но это уже совсем другая история.
Подготовила Людмила Борисова.
Фото: История утверждает, что Колчаковскую армию вооружали, одевали-обували Великобритания и США. В действительности, солдаты часто выглядели так.
Оставить комментарий