Интервью
фотогалерея
погода
Экскурс в прошлое
Уважаемые читатели! Мы продолжаем публикации из сборника «Первый учитель», подготовленного Юсьвинской районной библиотекой. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию отрывок из главы, посвященной одной из первых учительниц пос.Пожва М.Г. Тунеговой.
Мария Григорьевна Тунегова родилась 18 июля 1884 г. в Александровском заводе Соликамского уезда Пермской губернии. Начальную школу окончила в 1897 г., затем – двухгодичный класс при Пермской женской Мариинской прогимназии. Ещё при царской власти, работая в течение 15 лет в начальных школах Министерства народного просвещения, Мария Григорьевна была отмечена тремя медалями в знак поощрения по службе.
Мария Григорьевна награждена орденом Трудового Красного Знамени (1939г.), медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1946г.), орденом Ленина (1949г.). Стаж педагогической деятельности М. Г. Тунеговой составляет 55 лет. М. Г. Тунегова умерла 23 мая 1966 г.
В сборнике опубликованы воспоминания самой Марии Григорьевны, посвященные истории народного образования в заводском поселке и его знаменитому самодеятельному театру.
«Мне удалось выяснить по истории народного образования в Пожве следующее...» (из записок М. Г. Тунеговой)
«…Из расспросов старожилов Пожвы, по рассказам и материалам, имеющихся у строительного техника Л. И. Корякина и по личным наблюдениям моим в течение 36 лет мне удалось выяснить по истории народного образования в Пожве следующее.
В 50-60-х гг. XIX в. некоторые наиболее практичные и честолюбивые пожевляне стали отдавать своих детей чтению псалтири к нескольким грамотным женщинам, которые научились самостоятельно или при дворе заводовладельца вместе с детьми или у дьячка чтению. Одна из таких учительниц-начетчиц, просфорня Дарья Зотеевна Дурбажёва, очень много детей выучила читать по-славянски и по-русски (писать сама она не умела). Ходили к Дарье Зотеевне одновременно человек по 12, вместе мальчики и девочки. Иногда она перекладывала эти обязанности на своих малолетних дочерей: «Ольга, Анна, пойдите, прослушивайте у ребят «уроки», повторите склады, читайте зады», что значило повторять ранее пройденное. Зады читать нужно было по несколько кафизм из псалтири. Маленьким учительницам и ученикам очень надоедало читать непонятные славянские стихи и кафизмы и они частенько плутовали. Когда мать не наблюдает, перебрасывали сразу по несколько страниц. Потом уже пошло «Родное слово» Ушинского, книги Паульсона – хорошие, занимательные книги, которые уже сами ребята повторяли с удовольствием и без принуждения выучивали не только стихи, но и прозу.
Затем, вплоть до открытия земского училища (с 1865 по 1872 гг.), учила на дому пожилая женщина, которую звали Анна Васильевна Мальцева. Учила тоже только чтению, так как сама писать не умела. Постоянных учеников у неё было по 20 человек. А.В.Мальцева жила вместе с дочерью. Кроме чтения они учили девочек рукоделию: шить, вязать, строчить, застилать, стежить одеяла. (Жили в доме Менекиных, теперь Голдобина). При Мальцевой открылось Земское училище в том доме, где был старый театр. В верхнем этаже для мальчиков, в нижнем – для девочек. Первыми учителями были Беспалов Николай из Майкора, он учил мальчиков, и Мальцева Анна Васильевна. Учащиеся в обеих школах делились на три класса (отделения). 1-й класс чтения, 2-й – письма, 3-й – арифметики. Писали сначала на песке. На горизонтальную доску парты насыпался ровным слоем песок, сглаживался палочкой, похожей на ткацкий деревенский челнок. Писали заострёнными палочками. Когда ученики научались первоначальным приёмам письма на песке, приступали к письму на аспидной доске грифелем. Девочек большей частью учили только письму и чтению 2 года, а вместо 3-го года (класса арифметики) отдавали к дочери Анны Васильевны Мальцевой учиться рукоделию. Школа называлась ланкастерской. В группах училось уже человек по 30-40. В женском училище учились и мальчики, такие, которых родители по благонравию не отдавали учиться в мужское училище (чтоб не избаловались с мальчиками). Первые учителя Беспалов и Мальцева сами были с домашним образованием. Первая учительница, из образованных, была Калерия Анемподестовна Кутилова (Кашина). Она хотя была только из 5-го класса Пермской гимназии, по тому времени это для Пожвы считалось уже верхом образованности, заслуживало особого почтительного уважения.
Ежегодно в школе устраивались выпускные экзамены, отличившимся учащимся выдавали похвальные листы и евангелия. Экзаменатором был член Соликамской земской управы Вяткин. Законоучитель священник Пётр Копюхов готовил учащихся к экзамену так: спросит накануне, кто что знает хорошо по Закону Божьему, запишет в записную книжку, то и на экзамене спросит каждого. Школа с трёхлетним курсом знаний давала конечно немного, но ключ к знаниям всё же давала...»
Дух Мельпомены * витал над Пожвой…
«…При владельце заводов Всеволожском театр помещался в особом здании на том месте, где потом при князе Львове было построено двухклассное училище, перешедшее в женскую школу. (После постройки здания средней школы в женской школе разместился промтоварный магазин ОРСа). Играли в нём служащие завода и члены их семей. Ставили спектакли «Парашка-сибирячка», «Простушка и воспитанница» и др.
В 1900г. пожвинские заводы перешли от Всеволожского к князю Львову. Жена Львова Зинаида Петровна была большой любительницей театрального искусства. Она была попечительницей женского училища и старалась втянуть в театральный кружок учителей, в т.ч. и меня. В тот период театр помещался в особом здании недалеко от пруда, хорошо был оборудован, имел зрительный зал с постоянными местами, много костюмов и мебели. Спектакли ставили 2-3 раза в год, долго и тщательно к ним готовились сначала под руководством княгини Львовой, пока семья у неё была мала, а потом под руководством учителей и детей князя Н.В.Свешникова. В 1905 г. был приглашён артист Донской с женой. Под их руководством спектакли ставились чаще. В них охотно принимали участие учителя и молодёжь. Перед революцией устаревшее театральное здание было сломано. Зрительный зал и сцену оборудовали в одной из комнат здания управления завода».
Пожвинский краевед П.М. Казанцев писал о незаурядном режиссерском и артистическом таланте М.Г. Тунеговой: «В годы советской власти театральная самодеятельность в Пожве приобрела очень большой размах, особенно в те периоды, когда директором завода были А. М. Шелонцев, а потом З. П. Бабкин, которые ценили театр, сами играли неплохо, старались и молодёжь вовлечь в кружки, не только в драматический, но и физкультурный, музыкальный и др. С 1923 г. все наиболее значительные постановки проходили под руководством М. Г. Тунеговой. Опыт она приобрела у Свешникова и Донского. Пожвинский театр по-прежнему был богат костюмами, театральным реквизитом. Много было ковров, картин, мягкой мебели. Сцена имела прекрасную занавесь из очень хорошего сукна.
Незаурядные режиссёрские способности проявила учительница Мария Григорьевна Тунегова, руководившая драматическим коллективом почти четверть века. Во второй половине 20-х и начале 30-х гг., наряду с драматическими произведениями классиков с успехом ставились пьесы и советских авторов: «Шторм» В.Н.Билль-Белоцерковского, «Любовь Яровая» К.А.Тренёва, «Квадратура круга» В.П.Катаева».
Учительница Елизавета Николаевна Волкова вспоминала: «В 1935 г. меня, молоденькую учительницу, Мария Григорьевна пригласила на роль Даши в пьесе Островского «Светит, да не греет». Под её руководством были поставлены спектакли «Оливер Твист» Диккенса, «Снежная королева» Андерсена, «Недоросль» Фонвизина. Тунеговой всё было подвластно, она была талантливой актрисой и замечательным режиссером. Конечно, трудно было нам, учителям начальных классов, играть в спектаклях. Классы были большие, по 40-42 ученика. Ежедневная проверка домашних и классных работ, дополнительные занятия с отстающими учащимися после уроков, подготовка к урокам, семья. Вот и делили самодеятельность с работой и семьёй. Но разве можно было отказаться от роли Нины в «Маскараде», Вареньки Загорской в пьесе «Два брата» Лермонтова, Лиды в «Платоне Кречете», княгини в «Русалке» Пушкина, Любы в «Крепостных» Лескова, Дездемоны в «Отелло» Шекспира и других?
В спектаклях также играли Елена Михайловна Ронжина, учитель русского языка и литературы Валентин Сергеевич Ермолаев, учительница А. А. Бражкина, художником-декоратором был Семён Иванович Абрамов, учитель черчения и рисования (в 1943 г. погиб на фронте). Бессменным гримёром была О.С.Онькова, сценаристом П.А.Казанцева, позднее Н.И.Казанцева. Это всё учителя нашей школы. Эстафету режиссёрской деятельности М.Г. Тунеговой приняли А. В. Белоногов и В. И. Ляпунов».
В годы Великой Отечественной войны завком и дирекция завода почти перестали интересоваться театральной самодеятельностью (не до того было) и работа пошла на самотёк. После войны хозяйкой Дома культуры стала Валентина Константиновна Онькова. Но уже трудно было в совершенстве восстановить расхищенный реквизит. С трудом, но театральная деятельность продолжалась. Один из участников художественной самодеятельности П.М.Пушкарёв вспоминал: «Зрительный зал был один для кино и спектаклей. Реквизит отсутствовал, специалистов тоже не было, нужную одежду и обстановку собирали по посёлку. Зато, какими праздниками для пожевлян были наши спектакли и концерты!».
С уходом Марии Григорьевны и Валентины Константиновны, закончилась славная эпоха театральной самодеятельности в Пожве.
*Мельпомена - в греческой мифологии одна из 9 муз, покровительница трагедии. Изображалась в венке из плюща с трагической маской и палицей в руке. В переносном смысле «жрецы Мельпомены» - актеры.
Уважаемые пожевляне, обращаемся к тем, кто знал и помнит М.Г. Тунегову.
Для продолжения сборника «Первый учитель», присылайте свои фотоматериалы и воспоминания о ней.
Оставить комментарий