погода

архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
       
Главная Культура и искусство Странички истории Пожвы
12.07.2012
Просмотров: 1332, комментариев: 0

Странички истории Пожвы

Года 3-4 назад  мы со старшеклассниками Пожвинской школы № 2 организовали факультет общественных профессий. Был у нас и факультет  -  краеведение. Надежда Филипповна Исакова – заведующая музеем П.М. Казанцева разрешила нам часть материалов музея перевести в электронное состояние для сохранения. Так вот, листая старые желтые странички,  мы почерпнули много нового. Хотелось бы поделиться с читателями газеты «Юсьвинские вести» этими материалами. Это вырезки из  различных газет прошлых лет.

 

    С уважением, Ангелина Носкова

 

            Страничка № 1. « Сказ о Пожвинских мастерах»

Книжное обозрение № 3, 1962 год. Автор С. Плоткин.

Назвав свою книгу «На старом Уральском заводе», краевед и инженер П. Казанцев как бы оговорил право обратиться к «избранным» эпизодам из истории старейшего на Западном Урале предприятия (недалеко от Перми). Это небольшие рассказы об изобретениях и оригинальных технических новшествах мастеров Пожвинского чугунолитейного и железоделательного завода в первой половине прошлого столетия.

Здесь есть о чем рассказать. Ведь именно тогда заводские умельцы, творцы «хитростей» технических, привели завод в такое состояние, что писатель П.И.Мельников-Печерский, побывав на нем, в 1839 году, отметил: «Прихожу в завод, вижу прекрасный порядок, чистоту: совершенно не похоже на завод. Это ли не один из первых, только что рождавшихся мотивов будущей технической эстетики!»

Почти не известно, что здесь, в Пожве, был крупный центр строительства пароходов. 16 августа 1817 года под пушечный салют отправились в плавание по Каме и Волге первые пожвинские суда. Поэт-декабрист Ф.Н. Глинка так описывал их появление:  «Прибрежные жители, прослышав, что их лесное эхо повторяет звуки, им неведомые, толпами бежали дивиться необыкновенному явлению, о котором ничего не слыхали, даже и в баснословных преданиях отдаленных предков своих». Этот подлинно технический подвиг стал возможен еще и потому, что к началу  20-х годов Пожвинский завод был единственным на Урале и одним из крупнейших заводов в стране, производящих паровые машины. К началу сентября, преодолев свыше 1000 верст, суда прибыли в Казань…

Но это ещё не все. И в другом снискали славу пожвинские умельцы. В 1811 году на заводе были построены первые коноводки, а такой системы каналов и шлюзов для водной связи завода с Камой, по свидетельству документов той поры, не было «во всей Сибири и во всех древних заводах». В 1816 году впервые в России в заводских мастерских появилось газовое освещение.

Паровоз «Пермяк» был первенцем отечественного паровозостроения.

Книга не только добавляет новые штрихи в историю нашей промышленной техники, но и рассказывает о жизни и заслугах ранее безвестных русских мастеров.

Ожидание, с которым открываешь этот привлекательный томик записок краеведа, выпущенный Пермским книжным издательством, не обманывает – все в нем ново, увлекательно и интересно.

           

 

Комментарии

реклама