Интервью
фотогалерея
погода
Сохранить Память!
Задача краеведов – сохранить для потомков историю родного края, память о земляках. Говоря об этом, я бы хотела остановиться на нескольких моментах.
Мы, учителя русского языка и литературы, невольно приходим к краеведению, так как пишем с детьми сочинения о родном крае, школе, людях поселка.
Некоторые из таких сочинений занимали призовые места в районе, области, России, печатались в газетах, сборниках и книгах, в том числе в «Сборнике творческих работ Пермского краевого конкурса школьных сочинений «История моей семьи – история Родины». И это позволяет надеяться, что написанное сохранится в памяти поколений.
С 1978 года мы (это я и позже присоединившиеся Ирина Владимировна Бареева, Мария Николаевна Гордеева) вместе с учениками собирали воспоминания, фотографии о ветеранах войны и труда, о детях военного времени, о тех, кто пострадал от репрессий, кто осваивал целину....
В 2011 г. часть материалов передана Субботиной Ирине Александровне, работнику ВУС, для подготовки книги о ветеранах поселка. Часть из них использована для публикаций в газете «Юсьвинские вести».
Идет работа с архивом Теплоухова Андрея Игнатьевича, ветерана двух войн, учителя и краеведа. Архив передан нам дочерью А.И.Теплоухова, Тамарой Андреевной.
В настоящее время с помощью А.И. Баранова отредактирована рукопись Андрея Игнатьевича, подготовлен к печати сборник, в который вошла работа нашего земляка, некоторые его заметки, а также статьи о нем.
Ценность материалов в том, что они дополняют информацию, которая представлена в книге «Пожвинский завод. Историческая хроника. 1754 – 2004», то есть записи Теплоухова А.И. содержат факты, которых в названной книге нет. Он осветил такие вопросы, как: революционная борьба и гражданская война в родном крае, установление советской власти, деятельность Совета…
Кому – то может показаться, что об этом пора забыть. Кто – то даже спросит: «А кому это надо?»
Но мы думаем, что тех, кто дорожит Памятью, больше. Они понимают, что события давно минувших лет коснулись наших прадедов, которые принимали в них самое деятельное участие… Понимают они и то, что строить настоящее и будущее без знания прошлого нельзя.
И у многих при виде на странице книги родного имени в волнении забьется сердце. А кто – то даже вспомнит строчки Грибоедова: «Как посравнить да посмотреть / век нынешний и век минувший». И это сравнение будет толчком для размышления о жизни и даже, возможно, для краеведческой работы.
Достоинство книги А.И. Теплоухова и в краткости, в доступности изложения материала, в его иллюстрировании (многие фотографии сделаны Башковым А.С.).
Андрей Игнатьевич был настоящим учителем – краеведом. Он любил свой поселок и по крупицам собирал его историю. В архиве осталось много фотографий, записей, подлинников воспоминаний, например, участников войн, учителей, в том числе М.Г. Тунеговой. Невозможно опубликовать все в одном сборнике. Хотелось бы выпустить продолжение с рассказом об отряде следопытов, их находках, о земляках.
Думается, что жителям Пожвы будут интересны находки человека, который с 1945 по 1977 год занимался краеведением.
Задачей же этой книги мы считаем следующее: напомнить об Андрее Игнатьевиче Теплоухове, который в годы войны защищал Ленинград, с боями прошел от Воронежа до Сум, где был тяжело ранен; напомнить о настоящем Учителе – подвижнике, который должен остаться в памяти людей.
В заключение хочу сказать, что жители Пожвы любят свой поселок, во многих семьях хранятся ценные экспонаты. Не пора ли профинансировать создание музея, в том числе его штатный состав?
Знание истории родного края необходимо всем. И в первую очередь – молодежи. Сохраняя Память о предках, молодые люди учатся не на словах, а деятельно любить Родину.
Н.А. Теплоухова (Яговкина),
учитель Пожвинской средней школы №2.
1. Теплоухов А.И. - учитель, краевед. 70-е годы ХХ века.
2. Одна из страниц первого рукописного альбома об истории Пожвы.